Как возят негабаритные грузы
Самые большие грузы на планете поднимают корабли. Но есть в мире машины, для которых сами корабли – это груз.
- Машины эти строят серийно, хотя грузы, которые им приходится возить – серийными никак не назовёшь. Это могут быть и уникальный храм, и морская шельфовая платформа.
Транспортер Scheuerle для работы в верфях: 100 колес, габариты 23 х 8 метров, грузоподъемность 150 тонн (подробнее на сайте scheuerle.de).
Примеры перевозки негабаритных грузов
Европейская южная обсерватория (ESO), являющаяся предприятием европейских правительств, но расположенная в Чили, подписала контракт с германской компанией Scheuerle Fahrzeugfabrik. По контракту, немцы поставят в Чили целую серию машин-монстров, которые должны помочь европейцам в создании уникального радиотелескопа.
Проект называется “Большое множество миллиметровых антенн в Атакаме” (Atacama large Millimeter Array — ALMA).
Более 60 антенн будут размещены в различных точках высокогорного плато Chajnantor. Все они будут работать как единый телескоп. При этом, изменяя относительное расположение антенн, астрономы рассчитывают менять угол обзора и разрешение своей “суперлинзы”, в зависимости от текущих задач наблюдения.
- Это перемещение — непростая задача, учитывая, что каждая антенна будет весить 110 тонн. А еще проект предусматривает транспортировку антенн с участка монтажа и обслуживания, лежащего на высоте 2,9 километра над уровнем моря, на рабочий участок, расположенный на высоте 5 километров над уровнем моря.
Поэтому астрономы и обратились за помощью к Scheuerle, как пишет ESO, мировому лидеру в проектировании и изготовлении уникальных транспортеров, рассчитанных на массивные и крупногабаритные грузы.
Уникальные машины, способные не только перевозить, но самостоятельно погружать и разгружать стотонные колоссы называют просто: ALMA transporter.
Им придется работать в тяжелых условиях высокогорья, где мало кислорода, как для людей, так и для дизелей. Они будут подниматься на 2 километра в гору со своим 110-тонным грузом, при этом транспортеры должны будут устанавливать антенны на их места с миллиметровой точностью.
Все это президент Scheuerle Ганс-Йорг Хабернегг (Hans-Jorg Habernegg) назвал “вызовом для компании”. Но, поближе познакомившись с уникальными транспортными операциями, которые немцы уже выполняли, убеждаешься, что телескопы они сочтут не столь уж сложным грузом.
Заинтересовавшись астрономическим проектом, мы решили посмотреть — что это за машины Scheuerle. И узнали, что в разное время и в разных странах транспортеры этой марки перевозили с места на место: огромные секции танкеров (в сухом доке), церковь XII века и древнеегипетский храм, химические и атомные “котлы” весом в тысячи тонн, целые фрагменты заводов (представляете: “Привет, приезжай, мы тут вчера прокатный цех на пару километров передвинули”) и многие другие необычные вещи.
Чем возят негабаритные грузы
Этой же компании принадлежит мировой рекорд сухопутной транспортировки единичного цельного груза: передвижение в 2000 году, в Британии, перевозилась морская газовая платформа весом 11 тысяч 727 тонн!
Правда, там участвовали транспортеры и другой фирмы.
- Для сравнения: самое грузоподъемное в мире единичное сухопутное транспортное средство, это американский Crawler, который доставляет на место старта шаттл с пристыкованным гигантским внешним баком и ускорителями, общим весом в 1300 тонн.
Почему мы подчеркнули “единичное”?
Дело в том, что Scheuerle, как и другие компании, специализирующиеся на тяжелых прицепах и самоходных транспортерах, создает не только простые “тележки” (хоть просты они лишь на вид), но делает, так называемые, модульные транспортеры.
Что это такое модульные транспортеры?
Представьте прямоугольную платформу на огромном количестве колес, которые установлены не только по бокам, но под всем днищем.
Каждое колесо — на подвеске.
Каждое — с собственным мотором (электро— или гидро-).
Каждое – с рулевым управлением (гидравлика, разумеется).
Каждое — с тормозом. Мощные дизели поставляют колесам энергию.
Если все это, с позволения сказать, хозяйство оснастить кабиной водителя — получится обычный одиночный транспортер Scheuerle, предназначенный для небольших, по меркам этих монстров, грузов: тонн в 50-200.
Еще одна работа многоножки Scheuerle.
Но если нужно везти более массивные и крупные сооружения, типа зданий, то из таких прямоугольных “доминошек” Scheuerle готова состыковать транспортер любого желаемого размера. Два, четыре, шесть таких модулей жестко соединяются по ширине и длине.
Получается многоножка, способная двигаться сама и поворачиваться на довольно маленьком пятачке. Причем технически такие монстры способны у Scheuerle разгоняться (с грузом) до 80 километров в час, хотя в реальных операциях они едут едва не “пешком”.
Таковы мощности силовых установок.
О расходе топлива лучше не спрашивать.
Нужно добавить, что компания Scheuerle ведет свою родословную от кузницы, открытой Христианом Шойерле (Christian Scheuerle) в 1869 году. В 1927 году его внук Вилли (WillyScheuerle) создал один из первых в мире транспортеров, предназначенных для сверхмассивных грузов. Через 10 лет компания была уже лидером в этой “области” техники. В 1957 году машины Scheuerle возили на спине уже 500-тонные сооружения. Неудивительно, что в 1960-м именно им доверили транспортировку на новое место жительства колоссального скального храмового комплекса Абу Симбел в Египте (при
строительстве Асуанской плотины).
- Среди интересных работ техники Scheuerle — перевозка сверхзвукового лайнера Concorde из аэропорта Карл-сруе в музей Зинсхайма.
- А еще была транспортировка 1300-тонного “куска” завода на Аляске на десятки километров. При глубине снега в метры казалось, что перевезти такую штуковину нереально, но инженеры просто пустили перед модульным транс портером целую армию цистерн с водой. При минус 20 градусах она превратилась в прочное покрытие.
На этом фоне уже не вызывает особого удивления, что каждый ALMA transporter будет иметь собственную массу 150 тонн; при длине 16 метров, ширине 10 мет ров и высоте 4,5 метра.